Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками. Для этого в школе проводится систематическая разъяснительная работа среди детей и их родителей о роли и значении питания для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности, успеваемости и физической выносливости. Питание в школьной столовой регламентируется пакетом нормативных документов различного уровня.
Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов в среднем составляют 2092—2510 Дж (500— 600 ккал), среднего и старшего школьного возраста 2510—2929 Дж (600—700 ккал). Эти энергозатраты дети восполняют горячими школьными завтраками. В группах продленного дня ученики получают 3-разовое питание (горячий завтрак) обед и полдник), при этом полдник составляет 10% суточной энергетической ценности рациона.
Завтрак учащегося обычно состоит из горячего блюда, горячего напитка; обед — из первого, второго и сладкого блюда. На полдник дети обычно получают чай, молоко или молочнокислые продукты (иогурт) с печеньем или другими булочно-кондитерскими изделиями.
Ученики нашей школы обеспечиваются рациональным питанием, разнообразным на протяжении дня и учебной недели. При организации питания предпочтение отдается щадящему питанию. Такое питание предусматривает специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыбу отваривают или готовят в рубленом виде на пару; крупы разваривают до мягкости; допускается легкое запекание блюд, исключается жарение. Из рецептур блюд полностью исключается костный бульон, уксус заменяют лимонной кислотой, кулинарный жир и маргарин — сливочным маслом.
На основании примерных меню Комбинат школьного питания и директор школы Л.Н. Сидоркина составляют варианты меню применительно к конкретным условиям нашей школы с учетом рекомендаций фельдшера школы, пожеланий учащихся и их родителей.
Для обеспечения всех учащихся нашей общеобразовательной школы горячим питанием, кухня и столовая имеют соответствующую материально-техническую базу. Столовая нашей школы является доготовочной, рассчитанной на работу с полуфабрикатами. Снабжение столовой-доготовочной полуфабрикатами и готовой продукцией осуществляется комбинатом школьного питания (КШП).
Организация питания осуществляется по графику в школьной столовой, которая вмещает всех 720 учащихся 1-11 классов. Объемно-планировочные и конструктивные решения школьной столовой, санитарно-техническое и электротехническое их обеспечение, противопожарные и другие требования соответствовуют действующим строительным нормам и правилам, а также санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим нормам и правилам, предъявляемым к предприятиям общественного питания. При организации питания школьников используется фарфорово-фаянсовая и сортовая стеклянная посуда, а также металлическая посуда при обслуживании с помощью линии с поддержанием температуры готовых блюд.
Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, он художественно-эстетически оформлен, оборудован мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям школьников. Зал обеспечен эффективной вентиляцией и отоплением; в него не проникают испарения и запахи из кухни, шум из производственных помещений пищеблока.
В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организовано в соответствии с графиком, который разрабатывают исходя из режима учебных занятий руководитель столовой вместе с директором школы, родительским и ученическим комитетами. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог и дежурные ученики старших классов.
Оплата питания учащимися осуществляется по наличному расчету, путем приобретения абонементов на 1 неделю. Это позволяет обеспечить учащихся гарантированным горячим питанием, с большей достоверностью определять дневную потребность школьной столовой в сырье и готовой продукции, улучшить качество и культуру обслуживания. Для улучшения обслуживания школьников используется система предварительного накрытия столов дежурными учащимися под руководством дежурного преподавателя скомплектованными рационами питания. В столовых используется также механизированная линия раздачи в школьном исполнении.
Из комбината школьного питания централизованно все виды полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских, мучных, хлебобулочных и других изделий в школьную столовую завозят (ежедневно) специализированным автотранспортом небольшой грузоподъемности в прошедших санитарную обработку лотках, контейнерах и других емкостях.
Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником в школе, администрацией школы, специалистами объединения школьного питания, треста общественного питания, а также общественными организациями.
Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник школы. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьных столовых, участвует в проведении витаминизации блюд, проводит обследование учащихся для выявления нуждающихся в диетическом питании и др.; входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей школьной столовой, представителем администрации школы (дежурный педагог), членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.
Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется специалистами вышестоящей организации общественного питания и органов образования, а также работниками Роспотребнадзора (СЭС).